Психосоматика запора у ребенка: причины и методы лечения

Психологический запор у ребенка отличается от физиологической проблемы наличием внутренних переживаний и страхов. При такой причине продолжительного отсутствия дефекации обычные способы избавления от запора неэффективны.

Малыш на горшке

Связь психосоматики и запора у детей

Психосоматика – наука, изучающая воздействие факторов психологического характера на состояние здоровья человека, возникновение заболеваний и их течение.

Психосоматическую основу заболевания у ребенка патология имеет в случае, когда маленькому человеку приходится сдерживать эмоции или потребности, бороться со страхами и опасениями самостоятельно. Накопленные негативные эмоции со временем выливаются в физическую проблему со здоровьем.

Неразрешенный внутренний конфликт оказывает негативное влияние на функционирование органов и систем взрослого человека. Ребенок отличается податливой, нестабильной психикой, которая формируется на том, что он видит, слышит, чувствует. Если малыш столкнулся с неприятными физическими ощущениями или социальными проблемами во время испражнения, в дальнейшем он будет стараться всячески избегать повтора ситуации. Вследствие этого ребенок подавляет позывы к опорожнению кишечника, удержанный кал твердеет в прямой кишке, формируясь в прочную пробку из каловых масс.

Запор, возникший на фоне психологического воздействия на детский организм, становится очередным звеном в цепочке проблем, превращая их в замкнутый круг: полученный стресс — страх пережить его снова — сдерживание позывов к опорожнению — запор — стресс от новой проблемы.

Причины и симптомы психологического запора

Психосоматика запоров не наблюдается у детей грудного возраста. Младенцы, если страдают запорами, то проблема имеет физиологическую природу. Психологическая причина задержки дефекации характерна для малышей старше 2 лет. Причиной отсутствия стула могут быть:

  • пережитый стресс;
  • эмоциональная травма;
  • чувство стыда;
  • знак протеста;
  • физическая боль.
Вследствие приобретенного негативного опыта похода в туалет у малыша на психологическом уровне формируется взаимосвязь между дефекацией и болью (психологическим давлением, неприятным ощущением, стыдом).

Ребенок какает

Вызвать нежелание у крохи опорожниться могут:

  • насильственные действия родителей при приучении к горшку;
  • наказание за произведение дефекации в штаны;
  • болевые ощущения во время стула по причине запора физиологического характера;
  • чувства стыда за чрезмерную и излишнюю опеку со стороны родителей;
  • протест против различных обстановок в семье;
  • насмешки со стороны ровесников в дошкольном или школьном учреждении;
  • неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
  • стеснение и чувство дискомфорта, которые нередко связаны с необходимостью посещать общественные туалеты в детском саду или школе.

Психологией болезни может являться нежелание ребенка делиться, отдавать, а родители настоятельно учат малыша быть щедрым.

Симптомы констипации, имеющей соматическую основу, мало чем отличаются от запоров физиологического характера. Часто родители долго не могут понять причину задержки стула и повторяют свои ошибки, которые спровоцировали и усугубляют проблему.

Обратить внимание стоит на особенности поведения малыша, сочетающиеся с характерными признаками запора:

  • ребенок упорно отказывается садиться на горшок;
  • чувствует стеснение ходить в туалет под наблюдением родителей;
  • выражает страх перед горшком или унитазом;
  • капризничает, плачет, кричит при проявлении настойчивости взрослыми усадить дитя на горшок для справления нужды по большому, но при этом без проблем может произвести мочеиспускание;
  • упрямо не соглашается опорожниться в детском саду;
  • наблюдается вялость;
  • нарушается сон;
  • снижается аппетит;
  • живот становится вздутым и твердым;
  • появляется отрыжка, боль в животе, частое испускание газов;
  • при длительной задержке кала в кишечнике может подняться температура, появиться тошнота, головная боль, жалобы на дискомфорт в области сердца.

Методы лечения запоров у детей разных возрастных групп

Чтобы справиться с проблемой, важно разобраться в причине, вызвавшей такую реакцию и найти отправную точку, с которой начался замкнутый круг.

Родителям важно проявить внимание и терпение. Бороться с отсутствием стула только медикаментозным методом или налаживанием питания в этом случае не всегда эффективно. Необходимо помочь маленькому человеку избавиться от стеснения, перестать бояться:

  1. Детям любого возраста не стоит показывать свое расстройство и озабоченность имеющейся проблемой. Дети старше 3-х лет отлично чувствуют обстановку и ловят эмоции родителей, огорченное лицо мамы только добавит малышу дополнительное беспокойство. Взрослым важно сохранять спокойствие и формировать позитив вокруг ребенка, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности и расслабиться.
  2. Если чадо боится горшка, можно купить новый, который не будет похож на прежний. Вместе выбрать его, а старый позволить ребенку самостоятельно выбросить. Убедить малыша, что новый горшок «добрый и больше не будет его обижать».
  3. Если ребенок посещает садик и наотрез отказывается ходить в туалет в детском учреждении, нужно предупредить воспитателя о наличии проблемы. Педагог, взяв во внимание стеснение малыша, поспособствует уединению чада, когда тот захочет посетить уборную.
  4. Что касается детей постарше (6-8 лет), то такому ребенку можно рассказать о строении человеческого тела, физиологии, функции выделительной системы. Не стоит нагнетать обстановку и пугать дитя страшными последствиями. Аккуратно объясните, что если сдерживать в себе отходы и вовремя не избавиться от них, то они начнут выпускать в организм ядовитые вещества и выводить из строя другие внутренние органы.
  5. С детьми младшего школьного возраста, особенно если причиной запора стало стеснение, важно соблюдать тактичность. Не нужно часто спрашивать, хочет ли сын или дочь в туалет.

Прикорм ребенка

Какой информации не хватает в статье?

Смотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Лечение психологического запора у детей

Иногда родителям не удается справиться с задержками дефекации у малыша самостоятельно. Тогда необходимо обратиться за помощью к специалисту. Педиатр даст совет, касающийся правильного питания для маленького пациента, при необходимости назначит слабительное.

В рацион детского питания нужно включить продукты, способствующие быстрому опорожнению:

  • чернослив;
  • курага;
  • сухофрукты;
  • спелые бананы;
  • абрикосы;
  • сливы;
  • отварную свеклу.

Отличным помощником в борьбе с запором является киви. Употреблять плоды нужно ежедневно по 1-2 шт.

В качестве медикаментозного метода лечения используют препараты Форлакс, Микролакс, Прелакс, ректальные глицериновые свечи, Дюфалак, Рекицен-РД.

Можно произвести очистительную клизму, но процедурой не стоит увлекаться. Частые клизмы способны нарушить микрофлору малыша.

Чтобы вылечить психологический запор, иногда приходится прибегать к комплексной терапии, где необходимо проведение копрограммы, консультация психолога, выполнение физических упражнений.

Советы психолога:

  1. С малышами в 2-3 года рекомендуется играть в ролевые игры с любимыми игрушками, прорабатывая основную причину, спроецировав ситуацию на кукол, мишек или роботов.
  2. Смогут помочь в лечении психологического запора тематические истории или сказки. Мама с папой могут придумывать их сами, используя в историях любимых героев ребенка или мальчика/девочку такого же возраста. Обязателен счастливый конец похожего случая. Это поможет малышу поверить в себя, понять, что подобная ситуация может произойти не только с ним, и проблема решаема.
  3. Желаемого результата можно добиться лепкой из пластилина. Это занятие понравится малышам в 2 года, 3, в 5 лет. С ребенком нужно налепить коричневых колбасок и поиграть в сказку про Каку-Буку, которая стучит в дверцу, и ее нужно выпустить в горшок. Сквозь неплотно сжатый кулак нужно пропустить пластилиновую колбаску и оставить в горшке. Затем спросить ребенка: не стучит ли Кака-Бука в дверцу? Нужно ее выпустить наружу.

Справляться с отсутствием дефекации можно с помощью утренней гимнастики. Комплекс упражнений включает:

  1. Бег на месте.
  2. Повороты туловища.
  3. Наклоны.
  4. Приседания.
  5. Ходьбу на четвереньках.
  6. Поочередные махи ногами, стоя на четвереньках.
  7. Прыжки с поочередной сменой ног.

Возможные осложнения и профилактика

Длительная констипация чревата развитием заболеваний толстой кишки, органов ЖКТ, появлением трещин в заднем проходе, интоксикацией организма с повышением температуры.

Чтобы избежать осложнений, рекомендуется лечить сложности со стулом согласно рекомендациям специалиста, соблюдать предложенную диету, включить в рацион продукты, содержащие пектин и клетчатку, предоставить ребенку эмоциональную поддержку.

Профилактикой послужат подвижные игры, гимнастика, употребление достаточного количества жидкости.

Побороть стеснение и страх помогут детские психологи. Такие специалисты есть в каждом дошкольном учреждении и учебном заведении.

Ссылка на основную публикацию
Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Психосоматика запора у ребенка: причины и методы лечения
Вопрос врачу
Анатолий Ростиславович Константинопольський
доктор терапевт

Комментарии

avatar
Adblock detector